Попробуйте вспомнить, когда вы последний раз были в библиотеке. Получилось? А теперь попробуйте задаться вопросом, когда там в последний раз был ваш ребёнок. Что-то не получается?
Это в порядке вещей. О том, как так вышло и как это можно исправить, рассказываем в нашем сегодняшнем материале.
Не отходя от школы
«На мой взгляд, современные школьники посещают библиотеки значительно реже своих предшественников. Это вполне понятно - сейчас гораздо проще и быстрее найти нужные материалы в сети Интернет. Современные дети и подростки не любят "заморачиваться"», — говорит Юлия Эдуардовна, преподаватель немецкого и французского языков. Среди её учеников — как взрослые, так и младшие школьники, но нелюбовь к «заморочкам» свойственна и тем, и другим.
Однако глубокий кризис, в котором оказались современные школьные библиотеки, обязан своим существованием, разумеется, не одним только школьникам. А вернее сказать, совсем не им.
Ещё в 2010 году президент Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) Татьяна Жукова в своём интервью агентству РИА подчёркивала: главные болевые точки современных школьных библиотек — кадровый кризис и кризис библиотечных фондов.
«Низкая зарплата школьных библиотекарей, сплошной перевод их на половину и четверть ставки, ветхость фондов – эти факторы в сочетании ставят под угрозу само существование не только профессии библиотекаря, но и важного социального института детства", — подчёркнула эксперт.
В том же интервью Жукова напомнила, что уникальность школьной библиотеки — в её многофункциональности. Действительно, странно было бы воспринимать школьную библиотеку как простой склад учебников. В неё отправляются не только за учебными пособиями, но и за материалами для внеклассной работы (например, для подготовки проекта по какому-либо предмету), за художественной литературой (и не только из пресловутого “списка”), а также за расширением кругозора (библиотекарь на то и библиотекарь, чтобы подсказать, какие книги почитать по интересующей теме).
Однако библиотека, расположенная непосредственно в школе, — далеко не единственное место, где можно найти всё вышеперечисленное. Между нею и главной городской библиотекой существуют промежуточные звенья иерархии — районные библиотеки. Чем могут пригодиться они?
Как пройти в библиотеку?
Как правило, о районной библиотеке вспоминают, когда что-то не удаётся найти в школьной. А это немудрено: когда всему потоку задают читать «Войну и мир», вероятность не успеть ухватить свой экземпляр весьма высока. Может статься, что в домашней библиотеке книги тоже не окажется (например, расчувствовавшиеся родители в своё время решили избавиться от фолиантов сразу после окончания школы) — и тогда школьнику остаются два пути. Первый, и самый популярный сейчас, — скачать книгу в сети.
«Появление интернета существенно облегчило жизнь школьников и их родителей. Теперь, чтобы прочитать рассказ, которого нет в хрестоматии, не нужно бежать в библиотеку», — рассказывает Татьяна Александровна, преподаватель русского и английского языков.
«Когда я училась в школе и хотела прочитать стихотворения, которые названы в биографии поэта, но не напечатаны в учебнике, мне приходилось искать в библиотеке. Вместо того, чтобы идти домой на обед, сначала нужно было зайти в школьную библиотеку и, если случалось так, что там нужной книги не было, то идти в городскую. Сейчас все проще, но проблем не меньше. У современного школьника много соблазнов, зачем начинать читать заданный рассказ, если можно опубликовать фото в Instagram, посмотреть новости в «ВКонтакте» и т.д. Все это отнимает значительную часть свободного времени», — объясняет преподаватель.
Действительно, выдержать конкуренцию с гаджетами сегодня непросто даже друзьям, что уж говорить о библиотеках. Тем более сложно объяснить школьнику, что ему делать в библиотеке, если это не до конца понятно его родителям, ведь именно с них начинается приучение ребёнка к культурным институтам.
«Нужно приучать детей ходить в библиотеку, это, безусловно, пригодится им в дальнейшем образовании. Самые новые научные труды, ценные знания хранятся в научных диссертациях, которых нет в интернете. Пока ребенок учится в школе, нужно водить его в библиотеку, как в музей. В разных библиотеках периодически проводятся интересные мероприятия, выставки, поэтические вечера, посещение которых обогатит духовный мир школьника, а также он узнает новое, возможно, ему понравится так сильно, что он сам захочет туда вернуться», — считает Татьяна Александровна.
Районные библиотеки действительно по мере сил стараются устраивать тематические мероприятия — встречи с писателями, литературные вечера и т.п. Но сама по себе библиотека не сможет сделать того, что обязан сделать родитель — заинтересовать этим странным местом с массой книг на полках. Как?
- Прежде всего, объяснить ребёнку, что такое библиотека и какую важную роль в истории человечества она сыграла. Рассказать о первых университетах, складывавшихся вокруг библиотек, о создании книг, об их переводах и т.п.
- Познакомить со своими любимыми книгами из детства. Показать, как выглядят издания, которые вы читали много лет назад, и объяснить, в чём прелесть переворачивания пожелтевших страниц.
- Позволить сделать выбор. Показать, как рассортированы книги в зале, и научить ориентироваться в этом бесконечном разнообразии.
Наконец, объяснить, что всё то, что обычно «гуглится» в интернете, можно найти на полках библиотеки и изучить гораздо глубже.
Последнее обстоятельство, кстати, стоит отдельно подчеркнуть. Потому что мало что так пригодится в расширении общей эрудиции, чем прочитанная в юности литература: чем старше человек становится, тем меньше оказывается времени на всякие «безделки».
Проверка информации, рабочая атмосфера
В конце ноября 2015 года силами ряда институтов, включая Минобрнауки и уже упомянутую РШБА было организовано обсуждение проекта Концепции развития национальной сети информационно-библиотечных центров.
Частично этот проект уже начал реализовываться: отдельные успехи на местах можно наблюдать, например, в Российской государственной библиотеке для молодёжи в Москве или в библиотеке Гоголя в Петербурге.
В обновлённых библиотеках можно не только брать книжки, но и работать за компьютером (что немаловажно, в тишине). Более того, здесь можно даже (!) поговорить по телефону: в библиотеках оборудованы специальные будки, в которые можно уйти позвонить, чтобы никто не слышал.
Выглядят новые библиотеки очень привлекательно: над их интерьерами чаще всего трудятся молодые дизайнеры, учитывающие потребности нового поколения читателей. Поэтому глядя на них кажется, что у библиотек ещё может быть светлое будущее.
«Библиотеки не стоит списывать со счетов по ряду причин», — говорит Юлия Эдуардовна. И объясняет, почему.
- Во-первых, некоторую литературу проблематично найти в интернете. Особенно это касается книг на иностранных языках.
- Во-вторых, в ряде случаев работа с печатной книгой куда удобнее, чем с огромным полотном электронного текста. Бумажная книга и меньше утомляет глаза, и читается быстрее.
- В-третьих, не стоит забывать, что библиотека — не просто хранилище книг, а еще и прекрасное место для работы. Число отвлекающих факторов при занятиях в читальном зале сводится к минимуму: можно полностью погрузиться в работу и написать доклад/реферат/эссе куда быстрее, чем дома, где слишком много соблазнов заняться чем-нибудь другим. Атмосфера в библиотеках настраивает на рабочий лад.
- Следует добавить еще и «в-четвертых» — это культура работы с информацией, и с книгой в частности. Обилие и разнообразие данных в интернете — это, безусловно, здорово, но кто может поручиться за качество такой информации? Не секрет, что на некоторых интернет-ресурсах зачастую публикуют откровенный бред. По этому пункту книга выигрывает. Сведения, самостоятельно найденные в печатном источнике, лучше запоминаются и воспринимаются как нечто более ценное, нежели чужой, скачанный из Сети реферат.
Не выходя из дома
У библиотек есть ещё одно преимущество, о котором не очень принято вспоминать: книги в них бесплатны. Ценник в книжных магазинах за последние годы существенно подрос, и в том, что касается русских и зарубежных классиков, библиотека может здорово помочь сократить расходы. А понравившуюся книгу, которую захочется включить в собственную библиотеку, всегда можно купить, уже освоив.
Эпоха многотомных собраний сочинений, чинно выстроившихся на чешских полках, уходит в прошлое; книги нередко сдаются в книжные магазины за ненадобностью,
Это объяснимо: эпоха электронных книг и популярного нон-фикшна приучает к тому, что книга — это нечто, что читается один раз, быстро и зачастую просто так занимает место на полке.
Но есть и другая сторона: личная библиотека, в особенности библиотека художественная, — это важные этапы, это открытия, это моральные дилеммы, которые каждый решает по-своему. Ко многим из таких книг хочется возвращаться снова, заново пересматривая всё, что когда-то было узнано и принято на веру (или наоборот).
Было бы здорово рассказать обо всём этом школьнику — и чем раньше, чем лучше. В мире, где вещи появляются и исчезают со стремительной скоростью, личная библиотека — пожалуй, один из самых долгоживущих и ценных материальных объектов.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
16 марта 2018