Деньги — это, конечно, не тычинки с пестиками, но почему-то внятный разговор о них родителями традиционно обходится. Как правило, все знания среднего школьника о сфере материального сводятся к нескольким тезисам:
- деньги зарабатывают, ходя по будням на работу;
- денег всегда не хватает.
Разумеется, многие истины о деньгах люди узнают уже во взрослом возрасте, научившись их зарабатывать и поняв, на что они тратятся. Однако верно и другое: до наступления этого возраста с деньгами всё равно приходится иметь дело.
Что и в каком возрасте стоит рассказывать школьнику об этой странной субстанции? Мы поговорили с преподавателями Ассоциации репетиторов, специализирующихся на экономике, и постарались разобраться в вопросе.
Нам нужно поговорить
Момент, когда ребёнок понимает, что не всем на свете можно просто так делиться, приносит с собой множество вопросов, и все они обращаются к родителям. То, что кажется взрослым такой очевидной жизненной реалией, нуждается в объяснении — и очевидно, что рано или поздно этому объяснению суждено будет состояться.
Закономерный вопрос — ”когда?”.
“С детьми необходимо начинать разговор о деньгах, когда у них возникает потребность тратить деньги — хочется покупать на родительские деньги”, — считает Наталья Георгиевна, преподаватель математики и экономики.
Но что это за момент? Есть ли у него понятные возрастные рамки?
Баир Иннокентьевич, выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова, уверен, что впервые говорить с детьми о деньгах нужно в детском саду — и это мнение вполне закономерно, учитывая, что детские “хочу” связаны с материальными затратами родителей самым непосредственным образом.
Евгений Валерьевич, преподаватель обществознания и экономики, делится своей точкой зрения: он считает, что разговор о деньгах — это процесс, растянутый во времени:
На мой взгляд, стоит говорить не о каком-то отдельно масштабной беседе с ребенком на тему "Что такое деньги и с чем их едят?", а о постепенном "вплетении" в общение с ребенком важных тезисов, касающихся отношения к деньгам. Делать это можно начиная с того времени, когда ребенок с родителями начинает посещать магазины, когда родители оплачивают какие-либо услуги для своего ребенка (няни, репетитора, кружка или секции)”, — отмечает он.
Разумеется, никаких конкретных, тем паче медицински обоснованных, сроков для начала этого разговора нет. Понять, когда “момент настал”, вам предстоит самостоятельно.
Школа и жизнь
Вполне логичным кажется, что о таком важном для жизни навыке, как обращение с деньгами, непременно расскажут в школе. На практике же этого не происходит: максимум, что достаётся школьникам, — отдельные абзацы в курсе обществознания. Правда, если верить Евгению Валерьевичу, некоторым школьникам повезло больше остальных:
“Насколько мне известно, в ряде школ курс финансовой грамотности уже преподается, — отмечает он. — На мой взгляд, вводить отдельный предмет в сетку расписания и без того загруженных школьников не имеет смысла: необходимые школьнику финансовые знания вполне можно передавать в рамках школьных курсов обществознания (экономики) - не секрет, что эти предметы в ряде школ преподаются на низком уровне”.
В целесообразности преподавания экономики в школе уверена и Наталья Георгиевна. Как считает преподаватель, основы финансовой грамотности имело бы смысл преподавать в рамках предмета “Введение в экономику” в 10-11 классах.
Вместе с тем Евгений Валерьевич считает, что базовые аспекты финансовой грамотности целесообразно преподавать уже начиная с 7-8 класса.
“Важно сформировать у детей четкое понимание базовых экономических терминов (инфляции, банка, процента), — отмечает преподаватель. — Делать это нужно максимально наглядно (к примеру, на своих занятиях с тинейджерами по финансовой грамотности я иллюстрирую явление инфляции, опуская купюру в 500 рублей (разумеется, ненастоящую) в сосуд с кислотой). Вместе с тем, повторюсь, в школе имеет смысл передавать ЗНАНИЯ о деньгах, формирование же здорового ОТНОШЕНИЯ к деньгам - задача семьи”.
Знать и уметь<
Поступая в вуз, бывшие школьники нос к носу сталкиваются с необходимостью срочно осваивать новые навыки: потребностей резко становится больше, и большой кусок жизни, связанный с зарабатыванием денег, предстает во всей красе.
Что стоит уметь и знать к этому моменту?
По мнению Натальи Георгиевны, к моменту окончания одиннадцатого класса будущий студент должен отчётливо представлять себе, что такое деньги, зачем они нужны, а также что такое банковская система. Кроме того, считает преподаватель, одиннадцатиклассник уже должен знать, как правильно планировать свой бюджет.
Впрочем, Евгений Валерьевич уверен, что говорить о составлении семейного бюджета и формировании навыков рационального ведения домашнего хозяйства, пока человек не начнёт самостоятельно его вести, смысла нет:
“Для тинейджера более актуальным является формирование навыков сбережения средств, по возможности наращивания этих сбережений (например, посредством открытия банковского вклада), ответственного отношения к современным формам оплаты (например, сегодня родители часто открывают для своих детей дебетовые карты)”.
Баир Иннокентьевич считает, что аттестат зрелости свидетельствует в том числе и о том, что к бывшему школьнику теперь вполне можно применить слово “взрослый, а значит, он должен к моменту получения сертификата уже обладать навыками, необходимыми по жизни, а кроме того, знать свои права и обязанности.
Евгений Валерьевич самым подробным образом объясняет, какие именно знания и умения он считает необходимыми для 16-17-летнего школьника:
“Полагаю, что ребенок к 16-17 годам должен обладать навыком выбора товара/услуги исходя из соотношения цены и качества, выбора банка и оптимальных для себя условий вклада (согласно Гражданскому кодексу вносить вклады ребенок может уже с 14 лет), планирования своего бюджета (поступлений и расходов).
Тинейджер должен четко усвоить следующие важные тезисы:
- Деньги - то, что человек получает в обмен на приложенные усилия и примененные знания. Поэтому акцент в жизни следует делать не на деньгах, а скорее на том, что человеку удается делать лучше всего. Если человек качественно делает то, что любит - финансовый результат не заставит себя ждать.
- Нужно регулярно сберегать какую-то долю своего дохода (неважно, каков его источник - подарок бабушки, стипендия или собственный заработок) - эффективно работает принцип "Сначала заплати самому себе": сбережения не должны формироваться по принципу "что осталось".
- Деньги должны работать - т.е. приносить новые деньги. Деньги под матрацем/подушкой/в банке с крупой - мертвы. Базовым и простейшим инструментом наращивания сбережений в современной России является вклад - суммы до 1,4 млн руб. застрахованы государством.
- Доходность вложений и риск всегда находятся в прямой связи. Если кто-то предлагает вам гигантский процент дохода "без всякого риска", насторожитесь - скорее всего, это обычное мошенничество.
- Залезать в долг не всегда плохо: важно учитывать, на какие цели одалживаются средства. Если человек берет кредит на поездку на Мальдивы - это нерациональное поведение. Если же заемные деньги планируется потратить, к примеру, на элитное образование - в этом нет ничего дурного, это инвестиции в собственный человеческий капитал”.
Родительское участие
И всё же, какими бы ни были попытки преподать финансовую грамотность в школе, очевидно, что главный источник информации о деньгах для ребёнка — его родители.
Именно поэтому, отмечает Евгений Валерьевич, особенно важно то, как именно до ребёнка доходит эта информация:
“Вообще, у родителей очень важная "миссия" — сформировать правильное отношение к деньгам у своего ребенка. Зачастую взрослые люди испытывают финансовые затруднения именно из-за того, что в детстве усвоили неверные установки, услышанные от родителей. Очень важно, чтобы родители следили за своими словами и действиями: дети как губки впитывают вербальную и невербальную информацию. Если родители часто повторяют "Деньги - зло", у ребенка может сформироваться подсознательное отвращение к деньгам, а также к их заработку: зачем брать в руки то, что мама с папой называют злом? Вообще исключить из своего лексикона, на мой взгляд, необходимо фразы "Это нам не по карману", "Я не могу себе это позволить" - это формирует лишь чувство досады, огорчения и зависти к тем, кто "может себе это позволить". Гораздо продуктивнее будет, если эти фразы вы замените на "Да, мы можем себе это позволить, но нужно немного больше накопить/заработать денег".
Кроме того, совершенно точно могу назвать те финансовые мифы, от которых к этому возрасту ребенок должен полностью отказаться - "как разбогатеть ничего не делая", "как стать богатым за 3 часа/дня/месяца", "как заработать 20% годовых без риска".
И ещё одна вещь, которую стоит помнить родителям современных школьников, — смена парадигмы. Многие реалии прошлого под натиском неумолимого будущего по меньшей мере меняются, некоторые — стремительно исчезают. Меняются способы оплаты, появляются новые профессии, о которых никто не знал каких-то пару лет назад, и, пожалуй, последнее, в чём стоит быть наверняка уверенным, — в собственной правоте. И возможно, если ваш подросший сын-студент не ищет непрерывно возможности пристроить свою трудовую книжку, не стоит упирать на то, что это единственный способ достойно встретить старость.
Потому что на самом деле вы тоже этого не знаете.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
07 ноября 2017