«Стресс» — слово, которому не нашлось подходящего русского аналога. Возможно, отчасти из-за этого он оброс таким количеством мифов
Реклама предлагает его снижать, бороться с ним, сокращать всеми возможными способами (например, успокоительными препаратами). Средний человек, не имеющий специального образования, едва ли может обозначить уровень стресса в своей повседневной жизни, — но заведомо уверен, что его там много.
Всё вместе рисует невесёлую картину: мы как будто бы живём, ежедневно сражаясь со стрессом, про который даже не знаем толком, что он такое — и почему, собственно, с ним нужно бороться.
Мы решили изучить вопрос глубже и обратились за помощью к преподавателю Ассоциации репетиторов, выпускнице Восточно-Европейского института психоанализа Веронике Леонидовне.
Всеми фибрами
Где есть заимствования из иностранных языков, там место путанице. Кто такой этот «стресс»? Что он такое — напряжение, давление, испуг, тревога?
«Для физиологов стресс — это неспецифическая реакция организма на внешнее воздействие, — объясняет Вероника Леонидовна. — К стрессу можно отнести обморожение, ожог, инфекцию и т. п. Нас интересует, конечно стресс психологический.
Однозначно говорить о стрессе как о негативном явлении нельзя.
Мы знаем множество примеров так называемого положительного стресса: сильная радость, состояние восторга. Организм реагирует на стресс выбросом гормонов стресса, что приводит к различным физиологическим реакциям — покраснению кожи, учащенному сердцебиению, повышенному потоотделению, дрожанию рук и т. д.».
Иными словами, стресс — не что иное, как «мы вас услышали», сказанное организмом внешнему миру. И резонно было бы предположить, что в условиях плотной школьной коммуникации стресса будет больше.
«В школе у ребёнка могут складываться различные стрессовые ситуации, как связанные с процессом обучения, так и с отношениями со сверстниками и учителями. Мне, как психологу, приходилось часто сталкиваться с рассказами взрослых уже людей, которые вспоминали об очень длительных тяжелейших ситуациях, которые оказали крайне негативное влияние на их дальнейшую жизнь, и о которых не подозревали родители», — делится Вероника Леонидовна.
Разумеется, если бы мы не были приспособлены к тому, чтобы справляться со стрессом, мы бы давно прекратили своё существование. Первые несколько лет жизни ребёнка стрессовые воздействия извне максимально сглаживают родители, но затем наступает самое интересное — период приспособления, выработки стрессоустойчивости.
Учёный Ганс Селье, автор книги «Стресс без дистресса, объяснил основной принцип обращения со стрессом: сам по себе стресс не разрушителен, разрушительна наша на него реакция.
В самом деле: попробуйте представить, что трамвайное хамство, конфликты на работе и финансовые трудности вы переживаете не сцепив зубы и сжав до боли кулаки, а в том же психологическом режиме, в котором принимаете ванну с морской солью. Что-то не клеится, правда?
Держать удар
Успокоительные препараты, алкоголь и другие народные способы справляться со стрессом — не более, чем заплатка. В основе нашего умения выдерживать удары внешней среды лежит механизм стрессоустойчивости — своего рода подушка безопасности, автоматически выбрасывающаяся в критические моменты. Как и автомобильный аналог, она не может предотвратить столкновение или изменить произошедшее, но может помочь организму перенести трудности с минимумом специальных усилий и потерь. И как и автомобильный аналог, она может быть разного качества и прочности.
«Качество» этой подушки безопасности складывается из трёх составляющих:
- чувство независимости, способность самостоятельно влиять на свою жизнь;
- ощущение ценности, важности своего существования;
- «антихрупкость» — качество, характеризующее открытость и интерес к изменениям как к возможности развития.
И если к тридцати пяти — сорока годам это уже вполне «обжитые» состояния, то в детстве они определяют всё. Как известно, в тот момент, когда мама недовольна нашим поведением, мир рушится — по кирпичикам или сразу. В школе ситуация уже зависит не только от мамы, но возможностей для локального мироразрушения предостаточно.
«Корреляция между стрессом и возрастом есть, — объясняет Вероника Леонидовна. — Ребёнок при взрослении проходит через ряд закономерных кризисов, в ходе которых индивидуальная реакция на стресс может обостряться. То, что год назад не вызвало бы бурной реакции, в текущем моменте может восприниматься как неразрешимая проблема, и наоборот».
По мнению Вероники Леонидовны, частота соприкосновения школьника со стрессом в огромной степени определяется атмосферой в школе и в семье.
«Общая невротизация детей в настоящий период достаточно высока», — считает преподаватель.
Как же быть со стрессоустойчивостью? Есть ли способы укрепить её? Может быть, психологам известны способы антистрессовой закалки?
Спираль семейной истории
Плохая новость от генетиков: стрессоустойчивость заложена в нас на генетическом уровне. Иными словами, способность «гасить» удары внешнего мира зависит от того, насколько хорошо это получалось у поколений ваших бабушек и дедушек.
Быть человеком с низкой стрессоустойчивостью невесело: такие люди очень зависят от чужого мнения и очень нуждаются в постоянном одобрении. Кроме того, даже если им оказывать поддержку, велика вероятность, что её они воспримут с недоверием. К тому же всё новое ими воспринимается как потенциальная угроза.
Хорошая новость от психологов: стрессоустойчивость можно развивать. Да, в этом не все преуспеют одинаково (опять-таки имеет место генетическая предрасположенность), но определённые успехи доступны всем.
«Стрессоустойчивость зависит от индивидуальных личностных особенностей ребёнка, — комментирует Вероника Леонидовна. — Ко мне приходят дети, уверенные в том, что они категорически неспособны понять математику, что это не для них. Часто это «математически запущенные» школьники, которые получили соответствующее клеймо, в том числе и благодаря учителям.
Наверное, в условиях большого числа учеников в классе учителю сложно оказывать особое внимание тем, кто не очень хорошо справляется с программой. Дети часто говорят о том, что учитель ориентируется на сильных учеников. Я не виню учителя, но в его власти очень многое. Сознательная или подсознательная апелляция к страху и провоцирование его приводит к появлению стресса.
Вся система оценивания и сравнения в ходе учебы детей друг с другом — источник стресса. Роль учителей в повышении стрессоустойчивости огромна. Но нельзя преуменьшать и роль родителей. Если родители видят, что проблема есть, и домашними средствами она не решается, надо обязательно прибегнуть к помощи психолога».
Вмешательство психолога — действительно, очень мощный инструмент, помогающий школьникам (и их родителям также) справиться со стрессовыми ситуациями. Но есть способы повышения стрессоустойчивости, доступные «в домашних условиях» — и какими бы очевидными они ни казались, их стоит заучить наизусть: они — основа формирования здоровой самооценки и, как следствие, стрессоустойчивости у ребёнка.
- Научите ребёнка распознавать свои чувства (мы подробно рассказывали о том, для чего это нужно и почему так важно в этой статье) Объясните, что испытывать эмоции и чувства (любые) — не значит быть слабым.
- Объясните, почему не стоит говорить плохо — о себе и о других. А после этого объясните, что думать плохо — о себе и о других — тоже не стоит.
- Пусть ребёнок узнает от вас, как можно обращаться за поддержкой к другим людям и почему важно самому помогать — и неважно, успели ли об этом попросить.
- Выясните вместе, что такое «оптимизм». Посмотрите комедию, в которой подробно демонстрируется важность этого странного проявления человеческого духа.
- Придумайте визуализацию, которая поможет в преодолении стрессовых ситуаций. Как известно, многие дети создают себе воображаемых друзей, некоторые из них выступают подчас как защитники. Но друг может отлучиться, а вот, например, волшебный панцирь, возникающий в тот момент, когда что-нибудь угрожает извне, будет очень кстати.
Но, пожалуй, самое главное — разговор о границах. Для некоторых современных родителей это уже хорошо знакомое понятие, но для многих оно до сих пор остаётся экзотикой. Как бы то ни было, в нём стоит разобраться как можно скорее, потому что именно в понимании этих самых «границ» кроется ключ к грамотному переживанию стресса, исходящего от других людей.
Объясните ребёнку, что такое личные границы и как дать другому человеку понять, что он их переступает. Шесть-девять лет — уже вполне достаточный возраст, в котором ребёнок в состоянии объяснить другому человеку, что с ним нельзя обращаться подобным образом. И неважно, повышает ли на него голос взрослый или подначивает враждебно настроенный одноклассник.
Важность этого умения по-настоящему можно оценить только в тот момент, когда за спиной уже останутся школа с университетом, общение с незнакомыми людьми станет повседневной рутиной, а шанс нарваться на неадекватную агрессивную реакцию будет как никогда высок. Именно в этот момент пригодятся родительские уроки воспитания самооценки — не в меньшей степени, чем умение играть в шахматы или кататься на велосипеде.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
10 ноября 2017