Быть или не быть? В чём смысл жизни? Зачем ходить в школу?
Школа — идеальное время и место для философских вопросов. Вот только учителя не спешат давать ответы на них. В лучшем случае поговорить «о высоком» можно с преподавателем литературы или основ светской этики/религиозной культуры. Кажется, будто школа намеренно избегает сложного разговора о самом главном. Так ли это — и почему? Что мешает преподавать философию в школах — и нужна ли она там?
Разбираемся сегодня с преподавателем Ассоциации репетиторов Дарьей Валерьевной
Вперёд в будущее
С сентября 2016 года в школах Ирландии преподают философию. Факультативный курс для школьников 12-16 лет появился после того, как президент страны выступил с убедительной речью о крайней необходимости этого предмета для нового поколения, которому предстоит жить в мире максимально автоматизированном и вместе с тем требующем умения задавать себе пародоксальные вопросы — и уметь искать на них ответы. Чаще всего эти вопросы касаются морали и нравтсвенности — двух областей, которые невозможно низвести до уровня понятных алгоритмов. Именно поэтому так важно взращивать в новых людях умение оперировать подобными категориями.
Со стороны эта затея кажется до известной степени утопичной, однако у ирландцев большие планы: вслед за факультативным курсом для старших классов планируется сделать курс для младшеклассников.
Представить подобную ситуацию в российском общем образовании довольно сложно: философия сейчас если и преподаётся, то лишь в частных школах-гимназиях и в рамках курса «История философии». Функцию предмета, который бы помог взрослеющим детям в постижении экзистенциальных вопросов, должен был выполнять предмет «Основы религиозной культуры », но, судя по учебникам, он представляется скорее обзорным, чем учащим самостоятельному мышлению и логике размышления.
Но может, подобный курс — излишество?
Едва ли: о важности подобного предмета уже вовсю размышляют специалисты по образованию, в том числе и отечественные. Так, например, в статье «Философия в школе: возможность или необходимость» В.И. Пржиленский объясняет всю важность преподавания философии школьникам
Действительно, философия в качестве школьного предмета позволила бы
- Научить школьников дискуссионным навыкам
- Найти основания для осмысления важных экзистенциальных вопросов
- Создать пространство гуманитарного диалога между преподавателями и учениками, объединив их в поисках ответов на вечные вопросы
- Помочь подростков в преодолении возрастного кризиса, знакомя их с общечеловеческим опытом размышлений о смысле и цели бытия.
Важность философских размышлений — не столько даже в их результате, сколько в формировании самой основы мировоззрения, выстраивания собственной системы координат. Разумеется, эта система никогда до конца не застынет, но именно привычка задумываться и пересматривать свои взгляды — залог независимого мышления. А это, среди прочего, ещё и вопрос общегражданской безопастности.
Можно, но сложно
«Вопрос о философии как отдельной учебной дисциплине в рамках школьной программы представляется дискуссионным, —говорит
Дарья Валерьевна, выпускница философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. — Как правило, школьники мало знакомы с философскими идеями, оказавшими ключевое влияние на современную западную цивилизацию.
В учебниках профильного уровня по обществознанию представлен некоторый спектр философских идей и концепций, но их изложение фрагментарно и не позволяет сформировать какую бы то ни было целостную картину. Введение отдельного курса философии решило бы эту проблему.
Однако боюсь, что философию как учебную дисциплину постигла бы та же участь, что уже постигла обществознание, на практике нередко превращающееся в предмет «обо всем и ни о чем». Преподавание философии в школе — хорошая идея, но пока я вижу для нее перспектив в рамках текущей ситуации.
Для старшеклассников я сделала бы небольшой, но емкий курс по истории философии, который был бы полезен для а) расширения общего кругозора, б) олимпиад по обществознанию».
Но начав фантазировать о таком курсе, мы неизбежно сталкиваемся с рядом проблем — как чисто технических, так и методических.
Первый вопрос — а что, собственно, преподавать — «философствование» или историю философии?
Именно с этой проблемой столкнулись преподаватели французских гимназий в конце 1990-х, когда на страницах журнала Le Debat развернулась дискуссия о занятиях философией в рамках школьного курса. Как это часто бывает, дискутирующие разделились на два лагеря:
— первые утверждали, что занятия философией — это в первую очередь обучение умению размышлять;
— вторые говорили, что изучение философией состоит в погружении в её историю, историю авторов, концепций, течений и школ, реконструируя эволюцию философской мысли.
Одна из участниц проекта «Открытый урок», С.А. Степанова, предлагает свою концепцию курса «Основы философии в школе» . По мнению Степановой, программа должна быть рассчитана на учеников 10-11 классов и состоять из четырёх блоков — «Введение в философию», «История философии», «Теория и методика современного философского знания», а также «Русская философия». Сложно сказать, насколько подобная программа может быть усвоена школьниками, однако сам факт попытки создать нечто подобное прецедентен.
Однако помимо концептуальной проблемы есть ещё и масса других.
— Учебник. Договориться о стандарте учебника истории практически невозможно, хотя история оперирует фактами. Ещё сложнее представить аналогичный спор относительно курса философии.
— Преподаватели. Объективность невозможна в целом, однако когда речь о преподавании мировоззренческих материй школьникам, любая субъективность становится не только вредной, но и опасной.
— Точка входа. В философии не существует «начального» уровня, как, например, в математике. Отсюда сложности в понимании структуризации предмета — откуда начинать?
История и культура размышления
История философии фактически представляет собой своего рода разглядывание слепков с чужих размышлений — и именно поэтому невозможно погружаться в философию вне её исторического контекста.
С другой стороны, ещё до того, как узнать о том, что там думали Кант с Гегелем, ничуть не менее важно — и куда как интереснее — успеть подумать самостоятельно.
Именно этим занимается Джакомо Эспозито, преподающий философию в начальной школе. Об опыте своего преподавания он написал статью в газету The Guardian («Почему я преподаю философию в начальной школе»). По мнению Эспозито, размышлять с детьми о том, издаёт ли падающее дерево звук в абсолютно безлюдном лесу, не менее естественно, чем учить их читать и писать.
«Чем больше я учу, тем больше убеждаюсь, что самое главное, что даёт нам философия — это умение задавать вопросы самим себе», — пишет он.
Аналогичного мнения придерживается Оскар Бренифье, философ и эксперт ЮНЕСКО. Его перу принадлежит целая серия книг-бестселлеров под общим заголовком «Давай обсудим», в которой экзистенциальные вопросы обсуждаются с помощью сократического приёма, озадачивая читающего всё новыми и новыми вопросами, ставящими под сомнение правильность любого утверждения.
Но было бы ошибкой думать, что философское знание доступно школьникам только в виде сильно упрощённого пересказа.
«В прошлом году на мою ученицу произвела сильное впечатление книга Э. Фромма «Иметь или быть?». Она написана достаточно доступно и затрагивает многие мировоззренческие вопросы, близкие как взрослым, так и подросткам», — делится Дарья Валерьевна .
И таких книг, разумеется, больше одной. В ожидании появления курса философии в школах можно смело отправляться в библиотеку и попросить помощи у сотрудников, которые с удовольствием посоветуют, что почитать на соответствующую тему.
Кроме того, как обычно на помощь приходит интернет — например, в роликах проекта 8-bit philoophy идеи известных философов объясняются с помощью смешной графики и отличного юмора, так что взрослым тоже можно освежить свои воспоминания о том, что было на университетских лекциях по философии, пока аудитория мирно спала.
Осознанная необходимость
Новое поколение работников, приходящих в офисы, отличается от всех предыдущих тем, что им категорически важен смысл происходящего на работе. Время, которое они проводят за офисным компьютером, должно быть непременно потрачено ради чего-то, помимо зарплаты и премии — и тут не работают даже привычные мотивационные инструменты вроде корпоративных тренингов.
По всей видимости, важность в переосознании и переоценке событий, складывающихся в слово «жизнь», назрела у всего поколения. И в этом смысле преподавание философии уже не кажется блажью, а выглядит скорее насущной необходимостью.
Ждёт ли нас оперативное признание этой необходимости на государственном уровне (как в опыте Ирландии) или же в качестве универсального ответа на все вопросы так и останется предмет «Основы религиозной культуры»? Нужно ли вообще учить школьника самостоятельному мышлению?
Быть или не быть?
Поиск ответа, как обычно, куда интереснее самих ответов, которые мы получаем по размышлении.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: