Если раньше привычку делать все в последнюю минуту объясняли ленью и неумением взять себя в руки, то теперь для этого появился специальный термин: синдром дедлайна. Психологи не спешат однозначно отвечать на вопрос, нужно ли бороться с такой предрасположенностью и стоит ли считать ее вредной. Пробуем разобраться в проблеме вместе с экспертами, преподавателями Ассоциации Репетиторов.
Представления о дедлайне характерны не для каждой сферы деятельности: этот термин – относительно современный и распространен в основном в довольно динамичных профессиональных областях. Лучше других о нем знают, пожалуй, работники средств массовой информации, жизнь которых часто строится с оглядкой на дедлайны: в зависимости от типа СМИ, над человеком может висеть обязанность сдать несколько текстов или сюжетов за неделю, а то и за день.
В целом синдром дедлайна проявляется следующим образом:
- Получив новое задание, вы чувствуете не энтузиазм или прилив сил, а апатию и желание поскорее от него избавиться;
- Вам приходится буквально физически заставлять себя его делать: руки как будто отказываются набирать текст на компьютере;
- У вас обнаруживается множество других дел, которые вдруг начинают казаться важными: разобрать почту, покрасить стену в гостиной, рассортировать старые вещи;
- При этом вы вовсе не забываете о задании: мысль о нем постоянно присутствует в голове и не дает толком сосредоточиться ни на чем другом;
- И вот, когда уже почти все сроки сорваны, вы вдруг решаете, что пора выполнить задачу – и справляетесь с ней неожиданно неплохо. Порой начальник даже не догадывается, сколько времени вы на самом деле потратили.
Если приглядеться повнимательнее, оказывается, что дедлайн – явление довольно универсальное. Бухгалтерские отчеты, договоры, сводки данных по сделанным прививкам или посещенным на дому больных – все это тоже нужно сдавать в определенные сроки. Даже когда преподаватель говорит студенту, что тот должен принести реферат в следующий понедельник, он, по сути, таким образом обозначает дедлайн. Неслучайно привычку откладывать все на последний момент часто называют еще и синдромом студента.
Конечно, такое поведение свойственно не только тем, кто учится в университете. Но сам образ жизни студента располагает к тому, чтобы начать готовиться к экзамену в ночь перед ним, а диплом написать за неделю до защиты. В результате это входит в обычай: мы беремся за финальную стадию реализации сложного проекта, когда до встречи с заказчиком остаются считанные часы, и обращаемся к врачу, когда кашель не проходит месяцами.
Почему так происходит
Предрасположенность к синдрому дедлайна может объясняться несколькими причинами:
- Во-первых, сказывается психологическое напряжение. Конкретный срок, в который мы должны выполнить работу, задает нам рамки и ставит перед необходимостью доказать свой профессионализм. Контроль над страхом перед негативной оценкой отнимает очень много энергии. Если же поддаться этому страху, продуктивность тем более снизится;
- Во-вторых, вместо того, чтобы последовательно, шаг за шагом добиваться искомого результата, мы порой тратим слишком много сил на то, чтобы представить, как он будет выглядеть. Если модельер раз за разом отрисовывает будущую коллекцию только у себя в голове, резонно предположить, что, когда дело дойдет до воплощения идей в жизнь, ему придется делать это наспех;
- В-третьих, только робот может стабильно, качественно, в срок выполнять работу, которая ему не нравится. Точнее, он вообще не имеет склонности задумываться, подходит ли ему занятие, к которому его приставили. Если же человека заставляют делать что-то из-под палки, вполне закономерно, что он будет сопротивляться – в том числе саботируя выполнение возложенных на него обязанностей;
- В-четвертых, дело может быть в профессиональном выгорании или банальной усталости. Количество выходных и отпускных дней более-менее унифицировано, но порой нам жизненно необходимо отдохнуть во внеурочное время. Далеко не у каждого есть такая возможность;
- Наконец, в-пятых, играют роль и частные психологические проблемы, в число которых входят так называемый «комплекс отличника», тревожность и хроническое недовольство собой.
Жертвы синдрома дедлайна – не только взрослые
Когда речь идет о детях, проблема усугубляется тем, что навыки планирования у них развиты слабее, чем у взрослых: во многом потому, что ребенок обычно реже сталкивается с необходимостью нести ответственность за благополучие других людей. Подвести начальника, сорвав сдачу проекта, и получить двойку по математике – поступки все-таки разного порядка.
«Склонность откладывать дела на последнюю минуту, как правило, объясняется большой загруженностью ребенка в сочетании с неумением планировать свое время, - считает Олеся Андреевна, преподаватель истории, обществознания и русского и немецкого языков. - Современный старшеклассник помимо школы, хобби, спорта и других личных дел вынужден заниматься с репетиторами по всем предметам, по которым он планирует сдавать ЕГЭ. При этом у данной возрастной группы отсутствует опыт в планировании своего времени, а в школе, к сожалению, не уделяют этому важному вопросу достаточно внимания.
Превратить такую особенность характера в сильную сторону сложно. Обычно я даю ученику не только определенное задание, но и рекомендации по его выполнению. Объясняю, сколько времени нужно потратить, насколько регулярно задание выполнять. При этом я обращаю внимание ученика на то, что достижение желаемого результата – например, высокого балла на ЕГЭ – возможно только при соблюдении определенных правил. Даю имеющуюся у меня статистику. Допустим, если ученик в течение нескольких дней работал над проектом, то это повышает эффективность усвоения материала и «отдачи» от занятий на 40-60%. Таким образом, ученик экономит не только свое время и силы, но и значительное количество средств».
«Склонность откладывать все на последнюю минуту – это скорее психологическая особенность, свойство характера, - рассуждает Татьяна Александровна, преподаватель литературы и русского и английского языков. - Обращать внимание нужно в первую очередь на то, комфортно ли отдельно взятому человеку в такой ситуации или нет. Только он сам может решить, нужно ли ему что-то менять. Конечно, своему ученику я буду рекомендовать учить или читать что-то постепенно: лучше каждый день по тридцать минут, чем все сразу в последний момент. Но бороться с такой привычкой я не вижу смысла до тех пор, пока это не отражается на качестве усвоения материала. Ребенку должно быть в первую очередь интересно, и тогда он сможет найти время на все».
Как с этим жить?
До тех пор, пока синдром дедлайна не оказывает критического влияния на вашу карьеру или учебу, с ним вполне можно сосуществовать. Вместе с тем есть несколько правил, которые смогут облегчить жизнь тому, кто привык к режиму «делать все в последний момент»:
- Найдите работу, график которой будет для вас комфортен. Вовсе необязательно для этого полностью менять сферу деятельности. Синдром дедлайна особенно ярко проявляется при условии, что на каждый новый проект вам отводится довольно много времени: тогда желание отвлекаться на что-то другое становится практически непреодолимым. У вас не должно быть возможности отложить дела на потом: чтобы обернуть себе на пользу способность мобилизоваться в последнюю минуту, между получением задания и его выполнением должно проходить буквально несколько часов;
- Разберитесь, кто и по какому принципу устанавливает дедлайны. Врага нужно знать в лицо. Конечно, в случае с работниками СМИ все довольно прямолинейно: понятно, почему материалы, касающиеся повестки дня, должны быть опубликованы как можно скорее. Но требование преподавателя сдать дипломную работу за три месяца до защиты может быть продиктовано его личными представлениями об учебном процессе, а не регламентом вуза. Любое недостаточно четко обоснованное требование вызывает сопротивление;
- Проанализируйте, какой этап работы представляет для вас наибольшую сложность. Кому-то трудно сделать первый шаг, а на кого-то ступор нападает, когда полдела уже сделано. Может показаться, что, заранее зная потенциально критический момент, мы получаем лишние волнения. Но с конкретным, повторяющимся паттерном работать все-таки проще, чем бездумно пытаться вытянуть себя из омута прокрастинации;
- Будьте реалистом. Если вы – фрилансер, и у вас есть возможность самостоятельно планировать график сдачи проектов, не берите на себя больше, чем вы в состоянии сделать. Всех денег мира не заработаешь, да и рано или поздно такая стратегия обязательно приведет к тому, что кого-то из заказчиков вы подведете;
- Поймите, что именно вызывает у вас страх. Учитывая, что синдром дедлайна часто завязан на ощущении паники и беспомощности, стоит выяснить, откуда эта паника берется. Чего именно вы боитесь, откладывая активные действия на последний день? Ударить в грязь лицом перед начальством? Опозориться перед коллегами или однокурсниками? Разочаровать родителей? Убедиться в собственном несовершенстве? Утвердительный ответ на любой из этих вопросов может стать ключом к решению проблемы.
«Самое важное – целеполагание, - уверена Олеся Андреевна. - Прежде всего нужно поставить четкую цель. Например, сдать экзамен на «отлично». Затем нужно понять, какие задачи необходимо выполнить для достижения поставленной цели. После этого – составить план. Его лучше написать: это наглядно покажет, что достижение цели возможно только при регулярном, последовательном выполнении каждого из пунктов. Выполнить их разом за день до намеченного срока точно не получится. Таким образом человек поймет, что стратегия откладывать дела на последний момент не является продуктивной и не имеет смысла».
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: